?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие граффити | Следующие граффити




АНДЕГРАУНД ДЛЯ ДВОИХ



… Я слышала о паре, которая в СССР заперлась дома, забаррикадировалась в комнате, полной дорогой мебели. Заперлась от родителей, высокопоставленных советских чиновников. Эта пара набрала еды, выпивки и гашиша, и не выходила из постели, пока отец не расстрелял их обоих через дверь из охотничьей винтовки, — ведь ему хотелось быть на высоте перед руководством КПСС, а эта пара была хиппи.
Когда он расстреливал их, они уже были почти мертвы. Мертвы от алкоголя, слёз, секса и голода, — эти хиппи, которых нашли в объятиях друг друга с перепутанными волосами, бахромой, джинсами, которые замерли в последнем поцелуе. Их Крест был и стал Воскресением. А Кровь, как пел Моррисон, была внесена в рождение нации Вудстока: «Кровь — это Роза Мистического Союза», нации Индиго, нации свободных детей, которые сегодня не знают, что делать с этой свободой. А на проигрывателе тихо скрипела пластинка Led Zeppelin. После мать одного из них умерла от сердечного приступа, и их обвинили в том, что они не только предатели Родины, но и убийцы матери. Это случилось в год выхода фильма Лилианы Кавани «Ночной Портье», в 1973 году.
Вырванное
сердце трепещет
просит ЛЮБВИ
бедная рыбка, которая ищет последний
вдох в плоти воздуха
И никого рядом с этой смертью
только скорбные ветви
и целый мир мчится мимо
сквозь асфальтовый бред и покой
поцелуезащитного мира пластмассовых унитазов тампакса
и такси
с аптечными ковбоями
ограбленными индейцами
неримскими сенаторами
пластиковыми геями
совестливыми конформистами
и всеми прочими подробностями мечты, ставшей ничем и попавшей
черт-те куда
к безмозглым прериям
супермакетам с упакованным отсутствием ощущений
кладбищам с паровым отоплением
престольным праздникам
протестующим соборам
кривым пьяным крышам
а холмы полны синего неба и влюбленных
с цветами
их длинные волосы развеваются по ветру
и все они смеются
и машут руками
и перешептываются
и смотрят с любопытством
пытаясь понять, что это за кладбище
в которое утыкаются рельсы

Лоуренс Ферлингетти








… Любовь и страсть, страсть, смешанная с любовью, смерть, топчущая любовь или любовь, преодолевающая смерть? Всё смешалось в «Ночном Портье», и чтобы снять этот шедевр, режиссёру пришлось преодолеть многое: и косность окружающих людей, которые желали бы закрыть от себя и других правду, и раны войны, ещё не успевшие зажить к 1973 году, и торжество тоталитарности, которое, по Фромму («Бегство от Свободы»), никуда и не думало исчезать. В её фильме всё интуитивно, неявно, неоднозначно, эмоционально, очень больно и пронзительно прекрасно. Здесь нет ответов, как нет и морализаторства, нет неоспоримости выводов, есть только шокирующая правда. И я не вижу в нём садомазохистского симбиоза, я вижу в нём только попытку Макса и Люсии затмить одной болью ещё большую боль, найти спасение и растворение друг в друге, это Любовь одинаково раненых и равных перед фашизмом жертв. Это подполье вдвоём, андеграунд, антифашизм, Сопротивление, если хотите, и их антифашистская демонстрация под пулями в конце — это настоящее мужество, которому стоит поучиться каждому, потому что эта война не кончилась, и вы это знаете.



… 1957 год, Вена. На улицах города хозяевами являются не «приличные граждане», а друзья, сослуживцы и секс-партнёры фашистов. Они везде, они занимают должности от метрдотеля до кассира, от танцовщика до врача. Мир будто парализован ядом гигантского тарантула, ядом скорби и страха такой силы, что будто и речи не шло о Победе или Нюрнберге. Мир танцует тарантеллу медленно и обречённо, погружаясь в кошмарный сон.
Фашизм торжествует в театре, на концерте, в кафе, на улицах, он незримо поставил на колени весь мир, вполз в души ночными кошмарами, наркотиками, рассветами и закатами с виски, от которого не пьянеешь, снотворным, от которого не заснуть, влез через музыку, отнял Моцарта и Гёте у Степного Волка — Гарри Галлера, а когда тот кричал об этом в романе Гессе на всех перекрёстках и угрожал бритвой, то был услышан лишь «свингующей девочкой» Герминой, такой же обречённой, как и всё сгинувшее в тех войнах поколение, морально или физически…
Здесь нет предательства Высшего Я, нет той подмены катарсиса насилием, которая так оглушает в «Одержимости» и нет соучастия с насилием и жертвенной покорности, что так шокирует в «Скорбном Лесе».
Макс и Люсия — это нарицательные имена многих и многих любовников, которые остались бессмертны, преодолели этот крест и «попрали смерть смертию», но до сих пор тоталитарное общество отдаёт влюблённых на этот жертвенник. И на каждой такой истории, как и на истории Эрика Дрэйвена и Шелли, Паоло Малатеста и Франчески да Римини, какой-нибудь анонимный художник граффити обязан начертить анаграмму королевской Лилии и имена. Ведь все мы дети и внуки не Детей Цветов, не Бога, а рабов, не свободных, а «детей войны», и часто это смывается только чистой кровью, потому что любая чистая, невинная кровь — это кровь Христа. И на всех нас эти розы, эти обагрённые кровью оковы, — по крайней мере, на тех, кто любил по-настоящему. И тогда Любовь станет самой главной угрозой и для фашизма, и для тоталитаризма вообще.



Нет, не «свидетели» угроза шайке палачей, они и так — вокруг и везде, но то, что может оживить, пробудить человечество ото сна, — вот, что является угрозой, и именно Любовь — главный свидетель и обвинитель фашизма в его извращённой непригодности для жизни в этом фильме. И именно она и будет уничтожена, в чём я и вижу его истинный трагизм.
«Когда Дирк Богард, как он вспоминал позже, «с тревогой и страхом» вышел на улицу в мундире со свастикой, толпа зевак… громко зааплодировала. А кто-то даже выкрикнул: «Heil!»" (с)




Это они, те же самые обыватели, молчаливо приветствующие Гитлера и Сталина, позже, в 60-х, направят ружья на своих детей, которые массово выйдут на антивоенные марши по обе стороны железного занавеса, это они будут истерично топтать цветы, которые их дети вплетут в волосы, ведь они искалечены уже настолько, что пойдут даже на смерть, но не выпустят своих детей их оков этой невротической цивилизации.



И всё-таки сегодня «Ночной Портье» опаснее, чем был тогда, в 70-х. Тогда он был символом Свободы, сегодня же он поэтизирует непротивление, то самое соглашательство со злом и смирение с умиранием, что было не заметно за общим шоком 90-х, когда его впервые показали в России, и что так опасно сегодня, в эпоху, которую Бодрийяр вслед за Маслоу называет «эпохой деритуализации».



Деритуализовав джаз в «Одержимости», ты получишь ключ к жизненной энергии человека и погасишь её, деритуализовав величие Высшего «Я», поменяв его и Эго местами в «Лесу Скорби», ты получишь Тьму вместо Перехода в Рай. Но и «Ночной Портье» сегодня опасен тем, что оправдывает андеграунд, задерживает человека в состоянии жертвы, показывает смирение жертвы с неизбежной гибелью. Что могло помешать Максу и Люсии убежать вдвоём из Вены, из страны, порвать полностью с искалечившим их окружением? Напряжение, ложь, закрытость, неискренность, двойные стандарты невротизированного посттоталитарного общества?






Да, они убивают их снова и снова, а вместе с ними и всех нас, и пока снимаются, принимаются и приветствуются нашими современниками такие идеи, как «Одержимость» или «Лес Скорби», — фашизм ещё может снова вернуться в наш мир и взять за горло тех, кто уже заранее безответственно согласился с ним и принял его вместо своего живого сердца.
ВСЕМ ЛЮБОВНИКАМ МИРА ПОСВЯЩАЕТСЯ

Кибер-Граффити Сине-Фиолетовых Неоновых Стен

Comments

heaven_spire
Feb. 13th, 2017 02:04 pm (UTC)
Не то, чтобы я не хотела посмотреть эту лекцию, но я не знаю, кто это :), и мне больше интересно Ваше мнение, так как Вас я более или менее представляю себе.

Свет, пока есть жизнь, есть всегда. И уехать и начать сначала можно всегда. Ради себя - этого слишком мало, а для Любви - этого достаточно, если это любовь. Эти люди, тем не менее, не сдались, а вышли под пути, - это тоже был Свет. Хотя и из последних сил. Но его не назовешь пирровой победой
sveshinieks
Feb. 13th, 2017 02:25 pm (UTC)
Проблема как раз в том, что Вы воспринимаете это как любовь, а это такое психическое расстройство. У женщин очень сильная психологическая защита, поэтому нормально, что Вы не видите тот кошмар, в который превратилась их жизнь.
heaven_spire
Feb. 14th, 2017 07:11 pm (UTC)
Я-то как раз вижу этот кошмар. Но он не перекрывает любовь. Она остается даже под самой грязью. А вот в наши дни, - дни избалованных и бесчувственных людей, - прожигающих свою жизнь, - даже так люди не способны любить... Хотя у них "мирное небо над головой". Увидьте кошмар в этом!
heaven_spire
Feb. 28th, 2017 04:43 pm (UTC)
http://heaven-spire.livejournal.com/131339.html

Вот, где Любовь :)))

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson